Для служебного пользования
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу МВД Республики Беларусь
и Национального Банка Республики
Беларусь от - 10¬ февраля 1997¬
№ 25доп/10
И Н С Т Р У К Ц И Я
по оборудованию учреждений банков
техническими средствами охраны.
1. Общие положения
1 . 1 . Настоящие требования распространяются на оборудование техническими средствами охраны вновь строящихся, реконструируемых, действующих зданий учреждений Национального банка и банков Республики Беларусь, представительств банков других государств, находящихся на территории Республики Беларусь , а также помещений этих учреждений, расположенных в зданиях другого назначения.
1.2. Под техническими средствами охраны (ТСО) в настоящей инструкции понимаются си-стемы охранной, тревожной сигнализации, системы контроля и разграничения доступа.
1.3. Оборудование помещений ТСО возлагается на руководителей учреждений банков и осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов Национального банка Республики Беларусь, МВД Беларуси и настоящей инструкции.
1.4. Эксплуатационное и техническое обслуживание средств охранной и тревожной сигнализации, тепловых электроконтактных пожарных извещателей в учреждениях банков осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов МВД Беларуси.
Техническое обслуживание систем видеонаблюдения, систем контроля и разграничения доступа производится на основании соответствующих договоров, заключаемых учреждениями банков с организациями, осуществляющими ремонт и техническое обслуживание данных систем.
1.5. В учреждениям банков останавливаются системы охранной и тревожной сигнализации, получившие сертификат (свидетельство) Центра по сертификации технических средств охранной сигнализации при МВД Беларуси.
Все приборы и датчики охранной сигнализации до их остановки в учреждениях банков должны пройти входной контроль и всестороннюю проверка их работоспособности в соответствующем подразделении ГУСО МВД Беларуси
1.6.Перечень устройств и датчиков охранной сигнализации, устанавливаемых в учреждениях банков , определяется ГУСО МВД Беларуси и направляется в подразделения охраны и Национальный банк Республики Беларусь.
1.7. Входной контроль работоспособности аппаратуры проводится в мастерских областных и Минского городского управлений Службы охраны МВД Беларуси независимо от наличия сертификата соответствия. Технические средства охраны, не прошедшие входного контроля, устанавливать в учреждениях банков запрещается.
2. Оборудование помещений техническими средствами охраны.
2.1. Монтаж сети охранной и тревожной сигнализации должен производиться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЗ) и Правилами производства и приемки работ установки охранной, пожарной и охраннопожарной сигнализации (ВСН 25-09.68-85).
2.2. Работы по монтажу ТСО должны производиться в соответствии с утвержденной проект-но-сметной документацией в установленном порядке.
В отдельных помещениях учреждений банков, кроме мест наличия и хранения де-нежных средств, монтажные работы по дооборудованию техническими средствами охраны допускается производить по актам обследования ¬стоимостью до 30 минимальных заработных плат).
2.3. Работы по монтаж¬, наладке охранной и тревожной сигнализации производятся монтажными организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии) МВД Беларуси и до-пущенными ГУСО МВД Беларуси к выполнению работ на особо важных объектах.
Для проведения монтажных и пусконаладочных работ охранной и тревожной сигнализации привлекаются рабочие, имеющие допуск соответствующей формы, правильность которого проверяется работниками режимносекретного органа банка.
2.4. Технические средства охранной и тревожной сигнализации должны находиться внутри охраняемого пространства. Кабели, провода, разделительные коробки и другие элементы систем должны останавливаться скрыто, чтобы исключить случайное или намеренное повреждение или несанкционированный доступ. Разделительные коробки опечатываются.
2.5. Рекомендуется включать в состав системы охранной сигнализации средства разграничения доступа к ней. Число кодовых комбинаций должно быть не менее 1000.
2.6. Система сбора информации от средств охранной, тревожной сигнализации и ее отображения строится с использованием средств вычислительной техники , центральных станций. Аппаратура устанавливается в охраняемом отдельном помещении с ограниченным доступом.
2.7. По степени обеспечения надежности электроснабжения системы охранной и тревожной сигнализации необходимо относить к 1 категории согласно ПУЗ.
2.8. При использовании в качестве резервного источника питания систем охранной и тревожной сигнализации аккумуляторной батареи работоспособность аппаратуры должна обеспечиваться в течение не менее 72 часов.
Переключение с основного на резервное питание и обратно должно осуществляться автоматически, без нарушения работоспособности охранных систем.
Аккумуляторные батареи приобретаются органами, осуществляющими охрану учреждений банков, за счет средств банков, при монтаже - монтажными организациями. Стоимость их включается в смету затрат на содержание банка.
Щит электропитания, установленный вне охраняемого помещения, должен запираться на замок и блокироваться на открывание.
3. Назначение, краткая характеристика технических
средств охранной сигнализации и требования по
оборудованию ими помещений банков
3.1. Технические средства охранной сигнализации предназначены для усиления охраны ценностей в учреждениях банков и выдачи соответствующих сигналов в дежурную часть РОВД и на пункт централизованного наблюдения (ПЦН) подразделений охраны в случае проникновения посторонних лиц на охраняемые объекты, а также экстренного вызова нарядов милиции.
3.2. Охранной сигнализацией (¬ОС) должны оборудоваться:
- периметры первого и последнего этажей здания банка, подвальных и чердачных помещений независимо от их назначения и наличия в них ценностей. Блокировка остальных этажей определяется комиссионно,
- денежные хранилища, сейфовые комнаты, депозитарии, серверные комнаты,
- предкладовые денежных хранилищ,
- комнаты хранения оружия.
- помещения для сейфов вечерних касс¬.
- пункты обмена валюты.
- помещения, в которые расположены средства вычислительной техники, предназначенные для автоматизированной обработки банковской информации .
- помещения, в которых сосредоточены средства множительной техники и факсимильной передачи данных.
- помещения, в которых хранятся носители информации, содержащие сведения, составляющие банковскою тайн¬у.
- помещения для хранения секретной (конфиденциальной) документации и программно- аппаратных средств защиты информации.
3.3. Другие помещения банка, а также периметры территорий банков, имеющих ограждения, оборудуются средствами охранной сигнализации, исходя из наличия материальных ценностей и возможности проникновения в них посторонних лиц.
3.4. Денежные хранилища оборудуются тремя рубежами сигнализации с применением извещателей различного принципа обнаружения.
Первым рубежом блокируются периметры помещений.
Вторым рубежом блокируются объемы помещений.
Третьим рубежом блокируются подходы к сейфам и стеллажам, места непосредственного хранения ценностей.
Стены, двери, пол и потолок денежных хранилищ, сейфовых комнат, депозитариев при необходимости блокируются на пролом.
3.5. Предкладовые, денежные хранилища, сейфовые комнаты, депозитарии должны быть оборудованы сигнализацией с применением объемных извещателей.
3.6. Двери и окна, подлежащие оборудованию техническими средствами охраны, блокируются на "открывание", разрушение стекла, на "пролом" Способ блокировки определяется в каждом конкретном случае.
3.7. Помещения для сейфов вечерних касс, носителей информации, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, секретной (конфиденциальной) документации и программно-аппаратных средств защиты информации, средств вычислительной, множительной техники и факсимильной передачи данных, комнаты хранения оружия, кабинеты руководителей банков с хранением секретной (конфиденциальной) информации, должны быть оборудованы не менее, чем двумя рубежами сигнализации с применением датчиков различного принципа обнаружения.
Входные двери в данные помещения блокируются на открывание и пролом. При наличии окон в этих помещениях они блокируются датчиками на открывание и разрушение стекол.
3.8. Входные двери в здание (основные и запасные) или ворота, а также двери подвальных и чердачных помещений должны блокироваться на "проло쬬, "открывание" и разрушение стекол.
3.9. Для предотвращения бесконтрольного открытия входная дверь, используемая для проверки несения службы и смены нарядов милиции, оборудуется сигнализацией с выводом на отдельный номер пульта централизованного наблюдения.
3.10. Необходимость оборудования техническими средствами охраны других помещений банка, не указанных в пунктах п.3.2 - п.3.9, определяется в каждом конкретном случае при комиссионном обследовании.
3.11. Устройства тревожной сигнализации должны быть установлены в денежных хранили-щах, сейфовых комнатах, депозитариях, серверной комнате, в предкладовых, вечерних кассах, на рабочих местах кассиров, комнатах хранения оружия и секретной документации, кабинетах управляющих и главных бухгалтеров, у дверей , проемов и в коридорах по пути транспортировки ценностей, у входных дверей, а также на постах охраны.
3.12.В качестве устройств тревожной сигнализации допускается применение кнопок, педалей, электроконтактных и магнитных датчиков, устанавливаемых в местах, незаметных для посетителей и обеспечивающих удобство подачи сигнала тревоги. Тревожная сигнализация может выполняться на технических средствах с дистанционным действием
(радиокнопки и др.).
3.13. При срабатывании систем охранной и тревожной сигнализации все сигналы фиксируются и отображаются на центральной системе (станции) сбора и отображения информации, с передачей ее на ПЦН и дежурные части горрайорганов внутренних дел. На посту милиционера (посту охраны) располагаются выносные устройства и информационное табло.
4. Назначение систем видеонаблюдения и требования
по оборудованию ими учреждений банков
4.1. С целью повышения защиты и оперативного визуального наблюдения за наиболее важ-ными элементами помещений и объектами банков рекомендуется устанавливать системы видеонаблюдения. Число камер, места их установки, а также количество средств отображения (мониторов) определяются руководителями банков по согласованию с органами, осуществляющими охрану.
4.2. Системы видеонаблюдения должны работать в круглосуточном режиме и обеспечивать четкое, разборчивое изображение контролируемых объектов.
4.3. Системы видеонаблюдения могут выполнять следующие функции:
- просмотр в автоматическом или ручном режимам оперативной обстановки на экранах мониторов.
- автоматический вывод информации на экраны мониторов и ее регистрация с мест возникновения сигналов тревоги от средств охранной сигнализации.
- автоматическая выдача сигналов тревоги при движении в зоне наблюдаемого объекта с регистрацией видеоинформации.
- ручное или автоматическое управление и переключение телевизионных камер в режим, обеспечивающий вывод на экран монитора 4 и более камер одновременно.
- "стоп кадр'', электронное увеличение и сканирование, управление поворотными устройствами телевизионных камер;
- масштаб выводимого на монитор изображения должен обеспечивать, как минимум , распознавание личности,
- программируемая видеорегистрация с возможностью ее последующего просмотра, документирование кадров с указанием даты, времени, места событий;
- наблюдение в зонах с пониженной освещенностью (желательно и в полной темноте), работоспособность телевизионных камер как в помещениях, так и вне их,
- адресное распределение видеоинформации нескольким абонентам-операторам, расположенным в различных помещениях объекта при минимальном количестве линий связи;
- защита от несанкционированных попыток изменить программу и режим работы системы, контроль целостности кабельных линий и состояния телевизионных камер и другие.
4.4. Системы видео наблюдения должны располагаться таким образом, чтобы исключить их повреждение без использования специальных средств. Аппаратура видеоинформации должна располагаться в охраняемом помещении с ограниченным доступом.
5. Назначение автоматизированных систем управления
доступом и требования по оборудованию ими
учреждений банков.
5.1. Автоматизированная система управления доступом (АСУД) - совокупность технических средств для обеспечения автоматического регулирования и контроля прохода людей на территорию и в помещения банка и работает совместно с охранно-пожарной сигнализацией и системой видео наблюдения.
5.2 АСУД является вспомогательным средством охраны. Необходимость установки АСУД определяется руководителями банков по согласованию с органами, осуществляющими охра-ну.
5.3. АСУД банков должны функционировать круглосуточно.
5.4. АСУД должна обеспечивать:
- централизованное управление доступом в помещения и на территорию банка посредством ПЭВМ.
- реализацию следующих зон доступа: на территорию комплекса зданий банка, в отдельные здания комплекса, в зону служебных помещений, в помещения с особым режимом секретности, которые определяются руководством банка, на объекты прилегающей территории;
- доступ в помещения при помощи персональных магнитных карт либо других персональных носителей информации) и / или набора PIN-кода в соответствии с уровнем доступа,
- использование в системе тех же самых персональных карт, которые уже применяются в си-стеме учета рабочего времени;
автоматическое управление запорными устройствами в зависимости от разрешенного времени прохода и уровня доступа, автоматическое блокирование дверей при нештатных ситуациях, возможность полной разблокировки запорных устройств для организации свободного прохода,
- принятие решения о разрешении входа в помещения с особым режимом секретности на основе организации З-х рубежей контроля доступа:
1 - PIN- кода,
11- персональной магнитной карты,
III- сравнения образа внешности человека из базы данных ПЭВМ с его реальным изображе-нием на мониторе телевизионной системы охраны;
- создание и оперативное изменение персоналом компьютерной базы данных. Защита от проникновения в базу данных системой паролей;
- ведение протокола работы системы с сохранением его на "жестком диске" в течение 3 ме-сяцев и выдаче по требованию на экран монитора или принтер в виде отчетов;
- расширение системы при дальнейшем ее развитии;
- сбор дополнительной информации от систем охраннопожарной сигнализации и телевизионного наблюдения;
автономная работа всей системы доступа при отключении ПЭВМ или пропадании напряжения питания сети переменного тока в течение 3 часов с сохранением протокола работы;
ведение базы данных постоянных, временных, разовых пропусков совместно с ПЭВМ "бюро пропусков".
5.5. Состав технически¬ средств АСУД:
- ПЭВМ (сервер) либо несколько ПЭВМ с сервером.
- турникеты.
- считыватели кода¬
- кодовые замки с клавиатурой ( PIN-кода).
- микропроцессорные промежуточные концентраторы для организации многофункциональной сети.
- кодовые замки с клавиатурой и считывателями.
- источники бесперебойного электропитания.
- носители информации (магнитные карты, так называемые "таблетки" и т.д.)
5.6. Управление АСУД, в том числе установку паролей, назначение категорий доступа конкретным лицам, загрузку списков работающего персонала, распечатку протоколов могут производить только представители служб безопасности банков или же специально назначенные служащие банков.
6. Контроль состояния технических средств охраны.
6.1. Руководители банков и органов, осуществляющих охрану, не реже одного раза в полугодие должны проводить проверку технического состояния средств охраны.
6..2. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 1. Один экземпляр акта хранится в подразделении Службы охраны, второй - в банке. О фактах невыполнения предложений и замечаний, отмеченных в акте предыдущей проверки, докладывается руководителям областных и Минского городского управлений Службы охраны МВД Беларуси и руководителям соответствующих банков.
7. Разработка задания на проектирование
технических средств охраны.
7.1. Задания на проектирование технических средств охраны составляются Управлением безопасности Национального балка, службами безопасности банков совместно с про-ектными организациями и согласовываются с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси ( форма № 1, Приложение 2¬ ).
7.2¬. Проектирование ос¬уществляется в соответствии с основными техническими решениями по ОС (форма №2, приложение 3) специализированными предприятиями, имеющими лицензии на проектирование средств ОС. Разработанная проектно-сметная документация подлежит согласованию с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси.
7.3. Контроль за ходом проектирования и прием смонтированных технических средств под охрану осуществляют специалисты Управления безопасности Национального банка, службы безопасности банков, областных и Минского городского управлений Службы охраны МВД Беларуси.
8. Организация капитального ремонта технических
средств охраны.
8.1. Управление безопасности Национального банка, службы безопасности банков совместно с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси, составляют ежегодно перспективный план проведения капитального ремонта технических средств охраны. При составлении плана учитываются сроки эксплуатации технических средств охраны, а также факторы, влияющие на их работоспособность(аварии, стихийные бедствия, реконструкция здания и др.). Текущие планы составляются управляющими банков совместно с районными, городскими отделами, отделениями Службы охраны МВД Беларуси.
8.2. Капитальному ремонту подвергаются все шлейфы сигнализации. Аппаратура ОПС (цен-тральные станции, извещатели. средства тревожной сигнализации) капитальному ремонту не подлежит, а заменяется одновременно с проведением капитального ремонта шлейфов. Необходимость ее замены в связи с моральным старением и выработкой установленных сроков (не более 8 лет) или дальнейшего использования определяется комиссионно.
8.3. Для подготовки документации на капитальный ремонт средств ОПС руководители учреждений банков обращаются в областные и Минское городское управления Службы охраны МВД Беларуси. проектные организации и комиссионно производится обследование банков.
8.4. Капитальный ремонт технических средств охраны проводится только после составления проектно-сметной документации.
8.5. Работы по капитальному ремонту ТСО в учреждениях банков осуществляют специализированные монтажные организации на основании специальных разрешений (лицензий) МВД Беларуси на этот вид деятельности и вошедших в список организаций, которым разрешены работы на особо важных объектах.
8.6. На период капитального ремонта средств охранной сигнализации руководители учреждений банков совместно с начальниками городских, районных подразделений составляют план мероприятий по усилению охраны банка.
8.7. Руководители банков совместно с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси ежегодно составляют перечень аппаратуры, необходимый для оборудования банков техническими средствами охраны и проведения их капитального ремонта. В установленном порядке со службами материального обеспечения решают вопрос их приобретения. Обменный фонд формируется и содержится за счет банка из расчета 5-10 % от общего количества средств ОПС, но не менее одного типа аппаратуры каждого наименования.
Начальник Главного управления
Службы охраны МВД
Республики Беларусь А.С. Щурка
Начальник Управления безопасности
Национального банка Республики Беларусь Г.В. Ералович
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу МВД Республики Беларусь
и Национального Банка Республики
Беларусь от - 10¬ февраля 1997¬
№ 25доп/10
И Н С Т Р У К Ц И Я
по оборудованию учреждений банков
техническими средствами охраны.
1. Общие положения
1 . 1 . Настоящие требования распространяются на оборудование техническими средствами охраны вновь строящихся, реконструируемых, действующих зданий учреждений Национального банка и банков Республики Беларусь, представительств банков других государств, находящихся на территории Республики Беларусь , а также помещений этих учреждений, расположенных в зданиях другого назначения.
1.2. Под техническими средствами охраны (ТСО) в настоящей инструкции понимаются си-стемы охранной, тревожной сигнализации, системы контроля и разграничения доступа.
1.3. Оборудование помещений ТСО возлагается на руководителей учреждений банков и осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов Национального банка Республики Беларусь, МВД Беларуси и настоящей инструкции.
1.4. Эксплуатационное и техническое обслуживание средств охранной и тревожной сигнализации, тепловых электроконтактных пожарных извещателей в учреждениях банков осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов МВД Беларуси.
Техническое обслуживание систем видеонаблюдения, систем контроля и разграничения доступа производится на основании соответствующих договоров, заключаемых учреждениями банков с организациями, осуществляющими ремонт и техническое обслуживание данных систем.
1.5. В учреждениям банков останавливаются системы охранной и тревожной сигнализации, получившие сертификат (свидетельство) Центра по сертификации технических средств охранной сигнализации при МВД Беларуси.
Все приборы и датчики охранной сигнализации до их остановки в учреждениях банков должны пройти входной контроль и всестороннюю проверка их работоспособности в соответствующем подразделении ГУСО МВД Беларуси
1.6.Перечень устройств и датчиков охранной сигнализации, устанавливаемых в учреждениях банков , определяется ГУСО МВД Беларуси и направляется в подразделения охраны и Национальный банк Республики Беларусь.
1.7. Входной контроль работоспособности аппаратуры проводится в мастерских областных и Минского городского управлений Службы охраны МВД Беларуси независимо от наличия сертификата соответствия. Технические средства охраны, не прошедшие входного контроля, устанавливать в учреждениях банков запрещается.
2. Оборудование помещений техническими средствами охраны.
2.1. Монтаж сети охранной и тревожной сигнализации должен производиться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЗ) и Правилами производства и приемки работ установки охранной, пожарной и охраннопожарной сигнализации (ВСН 25-09.68-85).
2.2. Работы по монтажу ТСО должны производиться в соответствии с утвержденной проект-но-сметной документацией в установленном порядке.
В отдельных помещениях учреждений банков, кроме мест наличия и хранения де-нежных средств, монтажные работы по дооборудованию техническими средствами охраны допускается производить по актам обследования ¬стоимостью до 30 минимальных заработных плат).
2.3. Работы по монтаж¬, наладке охранной и тревожной сигнализации производятся монтажными организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии) МВД Беларуси и до-пущенными ГУСО МВД Беларуси к выполнению работ на особо важных объектах.
Для проведения монтажных и пусконаладочных работ охранной и тревожной сигнализации привлекаются рабочие, имеющие допуск соответствующей формы, правильность которого проверяется работниками режимносекретного органа банка.
2.4. Технические средства охранной и тревожной сигнализации должны находиться внутри охраняемого пространства. Кабели, провода, разделительные коробки и другие элементы систем должны останавливаться скрыто, чтобы исключить случайное или намеренное повреждение или несанкционированный доступ. Разделительные коробки опечатываются.
2.5. Рекомендуется включать в состав системы охранной сигнализации средства разграничения доступа к ней. Число кодовых комбинаций должно быть не менее 1000.
2.6. Система сбора информации от средств охранной, тревожной сигнализации и ее отображения строится с использованием средств вычислительной техники , центральных станций. Аппаратура устанавливается в охраняемом отдельном помещении с ограниченным доступом.
2.7. По степени обеспечения надежности электроснабжения системы охранной и тревожной сигнализации необходимо относить к 1 категории согласно ПУЗ.
2.8. При использовании в качестве резервного источника питания систем охранной и тревожной сигнализации аккумуляторной батареи работоспособность аппаратуры должна обеспечиваться в течение не менее 72 часов.
Переключение с основного на резервное питание и обратно должно осуществляться автоматически, без нарушения работоспособности охранных систем.
Аккумуляторные батареи приобретаются органами, осуществляющими охрану учреждений банков, за счет средств банков, при монтаже - монтажными организациями. Стоимость их включается в смету затрат на содержание банка.
Щит электропитания, установленный вне охраняемого помещения, должен запираться на замок и блокироваться на открывание.
3. Назначение, краткая характеристика технических
средств охранной сигнализации и требования по
оборудованию ими помещений банков
3.1. Технические средства охранной сигнализации предназначены для усиления охраны ценностей в учреждениях банков и выдачи соответствующих сигналов в дежурную часть РОВД и на пункт централизованного наблюдения (ПЦН) подразделений охраны в случае проникновения посторонних лиц на охраняемые объекты, а также экстренного вызова нарядов милиции.
3.2. Охранной сигнализацией (¬ОС) должны оборудоваться:
- периметры первого и последнего этажей здания банка, подвальных и чердачных помещений независимо от их назначения и наличия в них ценностей. Блокировка остальных этажей определяется комиссионно,
- денежные хранилища, сейфовые комнаты, депозитарии, серверные комнаты,
- предкладовые денежных хранилищ,
- комнаты хранения оружия.
- помещения для сейфов вечерних касс¬.
- пункты обмена валюты.
- помещения, в которые расположены средства вычислительной техники, предназначенные для автоматизированной обработки банковской информации .
- помещения, в которых сосредоточены средства множительной техники и факсимильной передачи данных.
- помещения, в которых хранятся носители информации, содержащие сведения, составляющие банковскою тайн¬у.
- помещения для хранения секретной (конфиденциальной) документации и программно- аппаратных средств защиты информации.
3.3. Другие помещения банка, а также периметры территорий банков, имеющих ограждения, оборудуются средствами охранной сигнализации, исходя из наличия материальных ценностей и возможности проникновения в них посторонних лиц.
3.4. Денежные хранилища оборудуются тремя рубежами сигнализации с применением извещателей различного принципа обнаружения.
Первым рубежом блокируются периметры помещений.
Вторым рубежом блокируются объемы помещений.
Третьим рубежом блокируются подходы к сейфам и стеллажам, места непосредственного хранения ценностей.
Стены, двери, пол и потолок денежных хранилищ, сейфовых комнат, депозитариев при необходимости блокируются на пролом.
3.5. Предкладовые, денежные хранилища, сейфовые комнаты, депозитарии должны быть оборудованы сигнализацией с применением объемных извещателей.
3.6. Двери и окна, подлежащие оборудованию техническими средствами охраны, блокируются на "открывание", разрушение стекла, на "пролом" Способ блокировки определяется в каждом конкретном случае.
3.7. Помещения для сейфов вечерних касс, носителей информации, содержащих сведения, составляющие банковскую тайну, секретной (конфиденциальной) документации и программно-аппаратных средств защиты информации, средств вычислительной, множительной техники и факсимильной передачи данных, комнаты хранения оружия, кабинеты руководителей банков с хранением секретной (конфиденциальной) информации, должны быть оборудованы не менее, чем двумя рубежами сигнализации с применением датчиков различного принципа обнаружения.
Входные двери в данные помещения блокируются на открывание и пролом. При наличии окон в этих помещениях они блокируются датчиками на открывание и разрушение стекол.
3.8. Входные двери в здание (основные и запасные) или ворота, а также двери подвальных и чердачных помещений должны блокироваться на "проло쬬, "открывание" и разрушение стекол.
3.9. Для предотвращения бесконтрольного открытия входная дверь, используемая для проверки несения службы и смены нарядов милиции, оборудуется сигнализацией с выводом на отдельный номер пульта централизованного наблюдения.
3.10. Необходимость оборудования техническими средствами охраны других помещений банка, не указанных в пунктах п.3.2 - п.3.9, определяется в каждом конкретном случае при комиссионном обследовании.
3.11. Устройства тревожной сигнализации должны быть установлены в денежных хранили-щах, сейфовых комнатах, депозитариях, серверной комнате, в предкладовых, вечерних кассах, на рабочих местах кассиров, комнатах хранения оружия и секретной документации, кабинетах управляющих и главных бухгалтеров, у дверей , проемов и в коридорах по пути транспортировки ценностей, у входных дверей, а также на постах охраны.
3.12.В качестве устройств тревожной сигнализации допускается применение кнопок, педалей, электроконтактных и магнитных датчиков, устанавливаемых в местах, незаметных для посетителей и обеспечивающих удобство подачи сигнала тревоги. Тревожная сигнализация может выполняться на технических средствах с дистанционным действием
(радиокнопки и др.).
3.13. При срабатывании систем охранной и тревожной сигнализации все сигналы фиксируются и отображаются на центральной системе (станции) сбора и отображения информации, с передачей ее на ПЦН и дежурные части горрайорганов внутренних дел. На посту милиционера (посту охраны) располагаются выносные устройства и информационное табло.
4. Назначение систем видеонаблюдения и требования
по оборудованию ими учреждений банков
4.1. С целью повышения защиты и оперативного визуального наблюдения за наиболее важ-ными элементами помещений и объектами банков рекомендуется устанавливать системы видеонаблюдения. Число камер, места их установки, а также количество средств отображения (мониторов) определяются руководителями банков по согласованию с органами, осуществляющими охрану.
4.2. Системы видеонаблюдения должны работать в круглосуточном режиме и обеспечивать четкое, разборчивое изображение контролируемых объектов.
4.3. Системы видеонаблюдения могут выполнять следующие функции:
- просмотр в автоматическом или ручном режимам оперативной обстановки на экранах мониторов.
- автоматический вывод информации на экраны мониторов и ее регистрация с мест возникновения сигналов тревоги от средств охранной сигнализации.
- автоматическая выдача сигналов тревоги при движении в зоне наблюдаемого объекта с регистрацией видеоинформации.
- ручное или автоматическое управление и переключение телевизионных камер в режим, обеспечивающий вывод на экран монитора 4 и более камер одновременно.
- "стоп кадр'', электронное увеличение и сканирование, управление поворотными устройствами телевизионных камер;
- масштаб выводимого на монитор изображения должен обеспечивать, как минимум , распознавание личности,
- программируемая видеорегистрация с возможностью ее последующего просмотра, документирование кадров с указанием даты, времени, места событий;
- наблюдение в зонах с пониженной освещенностью (желательно и в полной темноте), работоспособность телевизионных камер как в помещениях, так и вне их,
- адресное распределение видеоинформации нескольким абонентам-операторам, расположенным в различных помещениях объекта при минимальном количестве линий связи;
- защита от несанкционированных попыток изменить программу и режим работы системы, контроль целостности кабельных линий и состояния телевизионных камер и другие.
4.4. Системы видео наблюдения должны располагаться таким образом, чтобы исключить их повреждение без использования специальных средств. Аппаратура видеоинформации должна располагаться в охраняемом помещении с ограниченным доступом.
5. Назначение автоматизированных систем управления
доступом и требования по оборудованию ими
учреждений банков.
5.1. Автоматизированная система управления доступом (АСУД) - совокупность технических средств для обеспечения автоматического регулирования и контроля прохода людей на территорию и в помещения банка и работает совместно с охранно-пожарной сигнализацией и системой видео наблюдения.
5.2 АСУД является вспомогательным средством охраны. Необходимость установки АСУД определяется руководителями банков по согласованию с органами, осуществляющими охра-ну.
5.3. АСУД банков должны функционировать круглосуточно.
5.4. АСУД должна обеспечивать:
- централизованное управление доступом в помещения и на территорию банка посредством ПЭВМ.
- реализацию следующих зон доступа: на территорию комплекса зданий банка, в отдельные здания комплекса, в зону служебных помещений, в помещения с особым режимом секретности, которые определяются руководством банка, на объекты прилегающей территории;
- доступ в помещения при помощи персональных магнитных карт либо других персональных носителей информации) и / или набора PIN-кода в соответствии с уровнем доступа,
- использование в системе тех же самых персональных карт, которые уже применяются в си-стеме учета рабочего времени;
автоматическое управление запорными устройствами в зависимости от разрешенного времени прохода и уровня доступа, автоматическое блокирование дверей при нештатных ситуациях, возможность полной разблокировки запорных устройств для организации свободного прохода,
- принятие решения о разрешении входа в помещения с особым режимом секретности на основе организации З-х рубежей контроля доступа:
1 - PIN- кода,
11- персональной магнитной карты,
III- сравнения образа внешности человека из базы данных ПЭВМ с его реальным изображе-нием на мониторе телевизионной системы охраны;
- создание и оперативное изменение персоналом компьютерной базы данных. Защита от проникновения в базу данных системой паролей;
- ведение протокола работы системы с сохранением его на "жестком диске" в течение 3 ме-сяцев и выдаче по требованию на экран монитора или принтер в виде отчетов;
- расширение системы при дальнейшем ее развитии;
- сбор дополнительной информации от систем охраннопожарной сигнализации и телевизионного наблюдения;
автономная работа всей системы доступа при отключении ПЭВМ или пропадании напряжения питания сети переменного тока в течение 3 часов с сохранением протокола работы;
ведение базы данных постоянных, временных, разовых пропусков совместно с ПЭВМ "бюро пропусков".
5.5. Состав технически¬ средств АСУД:
- ПЭВМ (сервер) либо несколько ПЭВМ с сервером.
- турникеты.
- считыватели кода¬
- кодовые замки с клавиатурой ( PIN-кода).
- микропроцессорные промежуточные концентраторы для организации многофункциональной сети.
- кодовые замки с клавиатурой и считывателями.
- источники бесперебойного электропитания.
- носители информации (магнитные карты, так называемые "таблетки" и т.д.)
5.6. Управление АСУД, в том числе установку паролей, назначение категорий доступа конкретным лицам, загрузку списков работающего персонала, распечатку протоколов могут производить только представители служб безопасности банков или же специально назначенные служащие банков.
6. Контроль состояния технических средств охраны.
6.1. Руководители банков и органов, осуществляющих охрану, не реже одного раза в полугодие должны проводить проверку технического состояния средств охраны.
6..2. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении 1. Один экземпляр акта хранится в подразделении Службы охраны, второй - в банке. О фактах невыполнения предложений и замечаний, отмеченных в акте предыдущей проверки, докладывается руководителям областных и Минского городского управлений Службы охраны МВД Беларуси и руководителям соответствующих банков.
7. Разработка задания на проектирование
технических средств охраны.
7.1. Задания на проектирование технических средств охраны составляются Управлением безопасности Национального балка, службами безопасности банков совместно с про-ектными организациями и согласовываются с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси ( форма № 1, Приложение 2¬ ).
7.2¬. Проектирование ос¬уществляется в соответствии с основными техническими решениями по ОС (форма №2, приложение 3) специализированными предприятиями, имеющими лицензии на проектирование средств ОС. Разработанная проектно-сметная документация подлежит согласованию с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси.
7.3. Контроль за ходом проектирования и прием смонтированных технических средств под охрану осуществляют специалисты Управления безопасности Национального банка, службы безопасности банков, областных и Минского городского управлений Службы охраны МВД Беларуси.
8. Организация капитального ремонта технических
средств охраны.
8.1. Управление безопасности Национального банка, службы безопасности банков совместно с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси, составляют ежегодно перспективный план проведения капитального ремонта технических средств охраны. При составлении плана учитываются сроки эксплуатации технических средств охраны, а также факторы, влияющие на их работоспособность(аварии, стихийные бедствия, реконструкция здания и др.). Текущие планы составляются управляющими банков совместно с районными, городскими отделами, отделениями Службы охраны МВД Беларуси.
8.2. Капитальному ремонту подвергаются все шлейфы сигнализации. Аппаратура ОПС (цен-тральные станции, извещатели. средства тревожной сигнализации) капитальному ремонту не подлежит, а заменяется одновременно с проведением капитального ремонта шлейфов. Необходимость ее замены в связи с моральным старением и выработкой установленных сроков (не более 8 лет) или дальнейшего использования определяется комиссионно.
8.3. Для подготовки документации на капитальный ремонт средств ОПС руководители учреждений банков обращаются в областные и Минское городское управления Службы охраны МВД Беларуси. проектные организации и комиссионно производится обследование банков.
8.4. Капитальный ремонт технических средств охраны проводится только после составления проектно-сметной документации.
8.5. Работы по капитальному ремонту ТСО в учреждениях банков осуществляют специализированные монтажные организации на основании специальных разрешений (лицензий) МВД Беларуси на этот вид деятельности и вошедших в список организаций, которым разрешены работы на особо важных объектах.
8.6. На период капитального ремонта средств охранной сигнализации руководители учреждений банков совместно с начальниками городских, районных подразделений составляют план мероприятий по усилению охраны банка.
8.7. Руководители банков совместно с областными и Минским городским управлениями Службы охраны МВД Беларуси ежегодно составляют перечень аппаратуры, необходимый для оборудования банков техническими средствами охраны и проведения их капитального ремонта. В установленном порядке со службами материального обеспечения решают вопрос их приобретения. Обменный фонд формируется и содержится за счет банка из расчета 5-10 % от общего количества средств ОПС, но не менее одного типа аппаратуры каждого наименования.
Начальник Главного управления
Службы охраны МВД
Республики Беларусь А.С. Щурка
Начальник Управления безопасности
Национального банка Республики Беларусь Г.В. Ералович