Содержание.
Введение
1. Настройка проекта
2. Регистрация растра
3. Векторизация
4. Сборка полигонов
Заключение
Введение.
Информационная система – это средство для ввода информации, ее хранения, модификации, поиска необходимых данных и представления их в нужном виде.
Геоинформационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно организованных (географических) данных и ориентирование на возможность принятия научно обоснованных управленческих решений.
Существует множество различных программных продуктов, которые работают с разными типами ГИС. Одним из таких продуктов является Autodesk Map – программный пакет фирмы Autodesk, которая базируется на графическом ядре AutoCAD.
Autodesk Civil 3D – программный пакет, предназначенный для решения градостроительных и строительных задач. Внутри его встроена система Autodesk Map, которая представлена в виде отдельного меню «КАРТА».
Целью данной работы является изучение программного пакета Autodesk Civil 3D для совершения различных операций с данными для их последующей обработки.
Задачи работы:
• изучить операции настроек для работы в данном программном обеспечении
• осуществить векторизацию дорог и населенных пунктов
• выполнить сборку полигонов
1. Настройка проекта.
Для начала работы необходимо произвели ряд настроек.
Настройки в Autodesk Civil 3D включают в себя такие параметры:
• задание единиц рисунка (метрические)
• настройка размера перекрестья ( ПКМ » “Настройка” » “Экран” » “Размер перекрестия” )
• настройка цветового фона экрана( ПКМ » “Настройка” » “Экран”)
Далее с помощью меню “Карта” » “Панель задач” » Поставить галочку “Показывать панель задач при запуске”. Во вкладке “Система координат” указать “единицы отображения” – Метры.
Если отсутствует “Обозреватель карт” необходимо выполнить команду
“Карта” » “Утилиты” » “Панель задач”
2. Регистрация растра.
Регистрация растра необходима для точного построения геометрической модели, потому что растровые карты создаются в определенном масштабе, а геоинформационная модель должна создаваться в натуральную величину. Процедура регистрации растра является первой и главной процедурой. Перед ней необходимо ввести опорные точки с известными координатами. Для этого можно воспользоваться командой «точка» или «полилиния».
Создан слой «rastr» (цвет слоя отличается от цвета слоя сетки).
В слой «rastr» вставлено растровое изображение рядом с точками известных координат.
Перед регистрацией изображения выполнены настройки привязки. В нижней панели закладок сделали активной кнопку «Привязка».
Для наложения использовалось 4 точки. В результате растр был зарегистрирован.
Создается таблица оценки точности:
№ исходные координаты конечные координаты d
x y x y
1 8383566 6302246 8383566,087 6302246,123 0,150659
2 8383098 6291694 8383098,183 6291694,033 0,185952
3 8393392 6292144 8393392,221 6292144,173 0,28066
4 8390592 6304265 8390592,063 6304265,156 0,168241
Исходные координаты – это координаты точек, введенных пользователем с клавиатуры.
Конечные координаты – это координаты точек, полученных в результате привязки растрового изображения.
Допустимое значение длины – 10м. Оценка точности выполнена.
3. Векторизация.
Векторизация модели ГИС сопровождается созданием как пространственных данных в виде векторной модели, так и атрибутивных данных, сохраняемых в базе данных. Таблицы базы данных создаются в среде СУБД MS Access и ассоциируются с создаваемой моделью в среде Autodesk Map.
С помощью «Диспетчера слоев» созданы новые слои: «dorogi», «voda», «ugodya», «nasel». Все слои имеют тип линейный, цвета слоев различаются для удобства.
Для работы создается БД в Access. Для создания БД открывается MS Access, выбирается команда «Новая база данных». Имя базы данных – bd_map, тип файла – «База данных MS Access 2002-2003».
Внутри новой базы данных созданы таблицы для соответствующих слоев. Имена таблиц соответствуют именам слоев.
Первое поле в таблице сделано полем идентификатора «id» с типом «счетчик». Поле «id» ключевое.
Далее произвели присоединение БД к Autodesk Map.
Шаблоны связи создаются для установления связи графического слоя и таблицы атрибутов. В «Обозревателе карт» выбираем Шаблон связи/МП/задать шаблоны. В появившемся окне «Создание шаблона связи» выбирается:
• Источник данных: bd_map
• Таблица: dorogi
• Шаблон связи: t_dorogi
В результате в «Обозревателе карт» появятся шаблоны связей.
Прежде чем производить векторизацию, производится ряд настроек. Задание настроек осуществляется с помощью команды Карта/Ввод данных/Настройки оцифровки. Настройки оцифровки выполняются каждый раз при переходе от редактирования одного слоя к другому.
После создания первого объекта (один раз) появляется окно, в котором выбирается БД, задается число ключевых столбцов, значение ключа – 1 (для следующих объектов 2,3, и т.д.).
Так векторизуем все дороги в слое dorogi. При вводе данных на каждую дорогу учитывается кодирование объектов.
4. Сборка полигона.
Сначала производится оцифровка слоя дорог.
После производится оцифровка населенных пунктов. Настройка привязки осуществляется с помощью активации кнопки «Привязка» далее «Настройка»→объектная привязка включить→ставим галочки напротив «контоточка», «узел», «пересечение», «ближайшая». Векторизация ведется аналогично векторизации линейных объектов.
Выполняется корректировка. Она производится отдельно по каждому виду операции режиме «Интерактивно» по каждому объекту. В результате исправлены ошибки недовода линий, удаление повторяющихся объектов и перевод линий.
После корректировки выполняется создание полигональной топологии. Тип топологии – соответствует имени слоя. В результате создания топологии в каждом населенном пункте появилась точка (центроид).
Далее производится преобразование топологии в многоугольники. Перед преобразованием создан новый слой «nasel_pl». Работа производится с помощью инструмента «Многоугольник». После всего вышеописанного населенные пункты закрашиваются в цвет слоя. После проведенных операций выполняется проверка всех населенных пунктов, сначала визуально, а потом через проверку связи с автоматически созданной таблицей.
Заключение.
В результате всей работы мы научились выполнять ряд задач с использованием программного обеспечения Autodesk Civil 3D.
Научились осуществлять настройку систем, которая включает в себя выбор единиц рисунка, настроек размеров перекрестья, настроек цветового фона экрана. Произведена регистрация растра по 4 опорным точкам для совмещения изображения. В результате провели точность регистрации, которая не превысила 10м.
Прежде чем произвести векторизацию объектов, создали базу данных в MS Access, где название таблиц соответствует названиям слоев. В слое «dorogi» отвекторизованы все дороги, с учетом кодирования объектов. Также отвекторизованы все населенные пункты.
Осуществлена сборка полигонов, которая включила в себя корректировку геометрии. В результате исправлены ошибки недовода линий, удаление повторяющихся объектов и перевод линий. Выполнена полигональная топология, вследствие проведенной работы в каждом населенном пункте появилась точка – центроид. Далее было выполнено преобразование топологии в многоугольники, перед преобразованием создан новый слой «nasel_pl», после чего населенные пункты закрасились в цвет слоя.
Введение
1. Настройка проекта
2. Регистрация растра
3. Векторизация
4. Сборка полигонов
Заключение
Введение.
Информационная система – это средство для ввода информации, ее хранения, модификации, поиска необходимых данных и представления их в нужном виде.
Геоинформационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно организованных (географических) данных и ориентирование на возможность принятия научно обоснованных управленческих решений.
Существует множество различных программных продуктов, которые работают с разными типами ГИС. Одним из таких продуктов является Autodesk Map – программный пакет фирмы Autodesk, которая базируется на графическом ядре AutoCAD.
Autodesk Civil 3D – программный пакет, предназначенный для решения градостроительных и строительных задач. Внутри его встроена система Autodesk Map, которая представлена в виде отдельного меню «КАРТА».
Целью данной работы является изучение программного пакета Autodesk Civil 3D для совершения различных операций с данными для их последующей обработки.
Задачи работы:
• изучить операции настроек для работы в данном программном обеспечении
• осуществить векторизацию дорог и населенных пунктов
• выполнить сборку полигонов
1. Настройка проекта.
Для начала работы необходимо произвели ряд настроек.
Настройки в Autodesk Civil 3D включают в себя такие параметры:
• задание единиц рисунка (метрические)
• настройка размера перекрестья ( ПКМ » “Настройка” » “Экран” » “Размер перекрестия” )
• настройка цветового фона экрана( ПКМ » “Настройка” » “Экран”)
Далее с помощью меню “Карта” » “Панель задач” » Поставить галочку “Показывать панель задач при запуске”. Во вкладке “Система координат” указать “единицы отображения” – Метры.
Если отсутствует “Обозреватель карт” необходимо выполнить команду
“Карта” » “Утилиты” » “Панель задач”
2. Регистрация растра.
Регистрация растра необходима для точного построения геометрической модели, потому что растровые карты создаются в определенном масштабе, а геоинформационная модель должна создаваться в натуральную величину. Процедура регистрации растра является первой и главной процедурой. Перед ней необходимо ввести опорные точки с известными координатами. Для этого можно воспользоваться командой «точка» или «полилиния».
Создан слой «rastr» (цвет слоя отличается от цвета слоя сетки).
В слой «rastr» вставлено растровое изображение рядом с точками известных координат.
Перед регистрацией изображения выполнены настройки привязки. В нижней панели закладок сделали активной кнопку «Привязка».
Для наложения использовалось 4 точки. В результате растр был зарегистрирован.
Создается таблица оценки точности:
№ исходные координаты конечные координаты d
x y x y
1 8383566 6302246 8383566,087 6302246,123 0,150659
2 8383098 6291694 8383098,183 6291694,033 0,185952
3 8393392 6292144 8393392,221 6292144,173 0,28066
4 8390592 6304265 8390592,063 6304265,156 0,168241
Исходные координаты – это координаты точек, введенных пользователем с клавиатуры.
Конечные координаты – это координаты точек, полученных в результате привязки растрового изображения.
Допустимое значение длины – 10м. Оценка точности выполнена.
3. Векторизация.
Векторизация модели ГИС сопровождается созданием как пространственных данных в виде векторной модели, так и атрибутивных данных, сохраняемых в базе данных. Таблицы базы данных создаются в среде СУБД MS Access и ассоциируются с создаваемой моделью в среде Autodesk Map.
С помощью «Диспетчера слоев» созданы новые слои: «dorogi», «voda», «ugodya», «nasel». Все слои имеют тип линейный, цвета слоев различаются для удобства.
Для работы создается БД в Access. Для создания БД открывается MS Access, выбирается команда «Новая база данных». Имя базы данных – bd_map, тип файла – «База данных MS Access 2002-2003».
Внутри новой базы данных созданы таблицы для соответствующих слоев. Имена таблиц соответствуют именам слоев.
Первое поле в таблице сделано полем идентификатора «id» с типом «счетчик». Поле «id» ключевое.
Далее произвели присоединение БД к Autodesk Map.
Шаблоны связи создаются для установления связи графического слоя и таблицы атрибутов. В «Обозревателе карт» выбираем Шаблон связи/МП/задать шаблоны. В появившемся окне «Создание шаблона связи» выбирается:
• Источник данных: bd_map
• Таблица: dorogi
• Шаблон связи: t_dorogi
В результате в «Обозревателе карт» появятся шаблоны связей.
Прежде чем производить векторизацию, производится ряд настроек. Задание настроек осуществляется с помощью команды Карта/Ввод данных/Настройки оцифровки. Настройки оцифровки выполняются каждый раз при переходе от редактирования одного слоя к другому.
После создания первого объекта (один раз) появляется окно, в котором выбирается БД, задается число ключевых столбцов, значение ключа – 1 (для следующих объектов 2,3, и т.д.).
Так векторизуем все дороги в слое dorogi. При вводе данных на каждую дорогу учитывается кодирование объектов.
4. Сборка полигона.
Сначала производится оцифровка слоя дорог.
После производится оцифровка населенных пунктов. Настройка привязки осуществляется с помощью активации кнопки «Привязка» далее «Настройка»→объектная привязка включить→ставим галочки напротив «контоточка», «узел», «пересечение», «ближайшая». Векторизация ведется аналогично векторизации линейных объектов.
Выполняется корректировка. Она производится отдельно по каждому виду операции режиме «Интерактивно» по каждому объекту. В результате исправлены ошибки недовода линий, удаление повторяющихся объектов и перевод линий.
После корректировки выполняется создание полигональной топологии. Тип топологии – соответствует имени слоя. В результате создания топологии в каждом населенном пункте появилась точка (центроид).
Далее производится преобразование топологии в многоугольники. Перед преобразованием создан новый слой «nasel_pl». Работа производится с помощью инструмента «Многоугольник». После всего вышеописанного населенные пункты закрашиваются в цвет слоя. После проведенных операций выполняется проверка всех населенных пунктов, сначала визуально, а потом через проверку связи с автоматически созданной таблицей.
Заключение.
В результате всей работы мы научились выполнять ряд задач с использованием программного обеспечения Autodesk Civil 3D.
Научились осуществлять настройку систем, которая включает в себя выбор единиц рисунка, настроек размеров перекрестья, настроек цветового фона экрана. Произведена регистрация растра по 4 опорным точкам для совмещения изображения. В результате провели точность регистрации, которая не превысила 10м.
Прежде чем произвести векторизацию объектов, создали базу данных в MS Access, где название таблиц соответствует названиям слоев. В слое «dorogi» отвекторизованы все дороги, с учетом кодирования объектов. Также отвекторизованы все населенные пункты.
Осуществлена сборка полигонов, которая включила в себя корректировку геометрии. В результате исправлены ошибки недовода линий, удаление повторяющихся объектов и перевод линий. Выполнена полигональная топология, вследствие проведенной работы в каждом населенном пункте появилась точка – центроид. Далее было выполнено преобразование топологии в многоугольники, перед преобразованием создан новый слой «nasel_pl», после чего населенные пункты закрасились в цвет слоя.
Скачать Введение в Геоинформатику (ГИС)